Banner 4
Корзина пуста

Служение поколениям - Верность до конца!

Верность до конца!

(урок для детей 10-13 лет)

Библейская история: Руфь остается с Ноеминью (Руфь 1-4)

 

 

Библейская истина: Бог не оставит тех, кто доверяет ему в любой ситуации.

Цель урока:

  • показать на примере Ноемини и Руфи, как нужно надеяться на Бога в трудных обстоятельствах.
  • воспитывать у учеников чувство доверия и верности Богу.
  • научить детей доверять Богу даже тогда, когда Он отвечает на просьбу «нет» или «подожди».

Библейский стих: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» Исаия 43:2

Ход урока:

Отношения

Время: 5 мин.

Когда дети соберутся в классе, поприветствуйте их и расспросите, не трудно ли было им сегодня добираться до церкви. Объясните, что следование за Богом, иногда требует немалых усилий и тех, кто остается Ему верным, ждет благословение.

Повторение

Время: 5 мин.

  1. Какую библейскую историю мы обсуждали прошлый раз?
  2. Чему она нас учит?
  3. У кого из вас вышло сделать те добрые дела, которые вы планировали на прошлом уроке? Если не вышло, то, что помешало?

Совет учителю:

Если у кого-то из детей не получилось выполнить домашнее задание, то выясните, почему так случилось, подбодрите этого ребенка и предложите попробовать сделать это на следующей неделе.
Спросите также, кто нашел стихи в Библии о прощении. По возможности, вы можете наградить того, кто выписал наибольшее количество стихов.

Опыт

Время: 10 мин.

Материалы:

  • приз (конфета, жевательная резинка, игрушка);
  • коробки;
  • скотч;
  • оберточная или обыкновенная бумага;
  • рукавицы;
  • пластмассовая тарелка или другой плоский предмет, на котором можно подкинуть монетки.

Приготовление:

Положите приз в маленькую коробочку и обверните ее. Положите эту коробочку в коробку большего размера, обверните ее бумагой и обмотайте скотчем. Положите эту коробку в еще большую коробку и обверните ее таким же образом. Вы можете сделать так до пяти раз. Оформите последнюю коробку в виде красивого подарка.

Проведение:

Не оглашайте, что в середине первой коробки есть еще коробки. Предупредите, что по правилам, нельзя использовать рот и зубы, для того, чтобы разорвать бумагу. Выигрывает тот, кто первый развернет подарок и поднимет приз над головой. Победитель оставляет приз себе.

Посадите детей в круг. Поставьте подарок в центре круга. Бросьте с помощью монеток жребий. Тот, кто первый бросит две монеты «орлом» вверх, бежит к подарку, одевает рукавицы и пробует открыть упаковку. Параллельно, тарелка с монетами передается по кругу и каждый ребенок бросает монеты. Кому снова выпадет две монеты «орел», сменяет того, кто открывает подарок, одевает рукавицы и продолжает дело. Этот процесс длится до тех пор, пока все коробки будут раскрыты, и кто-то один будет держать в руках приз. Иногда победителю не приходится много работать, а иногда для победы необходимы время и усилия.

Спросите у детей:

1. Трудно ли было открывать подарок?

2. Чувствовали ли вы, что при таких условиях вы никогда не выиграете приз?

3. Вам хотелось бросить это занятие или все-таки вы изо всех сил пытались открыть упаковку?

4. Кто из вас совсем потерял надежду? А кто был уверен в победе до конца?

Сегодня мы прочитаем историю о двух женщинах, которые сохранили веру и надежду, даже в самых трудных жизненных обстоятельствах.

Изучение библейской истины

Время: 15 мин.

Материалы:

бумага;
маркер;
скотч;
рюкзак или чемодан;
бутылка с водой;
булка хлеба (или другая маленькая закуска);
Библия.
Приготовление:

Напишите маркерами на бумаге названия и приклейте их в разных местах:

Вифлеем;
Моав;
дорога в Иудею.
Положите в рюкзак воду и булку.

Проведение:

Отведите своих учеников в место, которое условно носит название «Вифлеем» и начните рассказ.

Из-за голода в Иудее, один муж из Вифлеема вместе со своей женой и двумя сыновьями перешли на некоторое время в языческую страну Моав. Имя этого человека – Елимелех, его жена – Ноеминь, а сыновья – Махлон и Хилеон. В Моаве хлеба хватало всем и они думали там переждать голодные времена.

Перейдите со своими учениками в место, которое условно обозначает «Моав».

Прошло некоторое время, и Елимелех умер, Ноеминь осталась со своими сыновьями. Вскоре сыновья женились на моавитянках, одну звали Орфа, а вторую – Руфь. Через десять лет и Махлон и Хилеон умерли, и Ноеминь осталась без мужа и сыновей. Как вы думаете, чтобы вы чувствовали на месте Ноемини? Подождите ответа.

Один раз Ноеминь услышала, что Господь посетил и обеспечил Свой народ пищей. Тогда она со своими невестками приготовилась идти в Иудею.

Перейдите со своими учениками в место, которое обозначает «дорогу в Иудею».

По дороге Ноеминь сказала своим невесткам: «Идите, возвратитесь каждая в дом своей матери. И пусть Господь окажет вам милость, как и вы оказали милость к мужу моему и сыновьям, и ко мне. Пусть Господь даст вам спокойствие в доме другого мужа». Ноеминь уговаривала своих невесток вернуться в свои дома, а они подняли крик и заплакали. И сказали ей: «Нет! С тобой мы пойдем к народу твоему». Ноеминь настаивала: «Возвращайтесь, дочки мои, - чего вы пойдете со мной? Вернитесь, дочки мои, идите; потому что мне много хуже, чем вам, - ибо рука Господня нашла меня!» После этих слов они снова заплакали. Тогда Орфа поцеловала свою свекровь и попрощалась, но Руфь осталась с ней.

«Послушай, - сказала Ноеминь, - Орфа решила возвратиться к своему народу и к своим богам. Возвращайся и ты вместе с ней».

(Откройте Библию и прочитайте вслух Руфь 1:16-18)

«Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду. Пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою. Ноеминь, видя,

что она твердо решилась идти с нею, перестала уговаривать ее».

Достаньте из сумки хлеб и воду и разделите между собой. Во время вашей «остановки в дороге» спросите детей, есть ли у кого из них такой друг, как Руфь, который никогда не бросал их в трудную минуту. После этого вернитесь на то место, которое обозначено, как «Вифлеем».

Итак, две женщины остались вдвоем и продолжали свой путь в Вифлеем. Когда они прибыли, то о них заговорил весь город, и все спрашивали: «Неужели это Ноеминь?»

Много людей слышали о том, что сделала Руфь для своей свекрови после смерти своего мужа, когда она оставила отца своего и мать, и место своего рождения и пошла к народу, которого никогда не видела. Они удивлялись и прославляли Бога за Руфь. Один из родственников Ноемини сказал Руфи: «Пусть Бог заплатит за дело твое и пусть будет награда твоя полной от Господа, Бога Израилева, что ты пришла спрятаться под крыльями Его!»

Обсуждение

Время: 10 минут

  1. Почему семья Ноемини оставила родные места?
  2. Что случилось с мужем и сыновьями Ноемини?
  3. Как вы считаете, заботился ли Бог о Ноемини? Приведите несколько подтверждений.
  4. Были ли в вашей жизни тяжелые моменты, когда вы явно видели, что Бог помог вам? (Выслушайте ответы и рассказы детей).
  5. Чтобы вы посоветовали своим друзьям, которые сегодня испытывают трудности?

Отклик

Время: 15 мин.

Материалы:

листы бумаги;
ручка;
рисунок дерева на ватмане (сохраните его до следующего урока);
бумажные цветы и плоды.
Проведение:

Повесьте на доску ватман, на котором сверху написаны слова: «Я хочу иметь надежду на Господа». Под словами нарисованное большое плодовое дерево, так, чтобы ветви не были близко друг от друга.

УЧИТЕЛЬ: «Посмотрите на это дерево. Мы видим на нем листья, но ему не хватает плодов. А для того, чтобы на дереве выросли плоды, сначала весной появляются цветы».

Давайте представим, что дерево – это мы. Цветочками на нашем дереве будут наши потребности и тяжелые обстоятельства, а плоды – ответы от Господа. Это прекрасно, что у нас есть Всемогущий Небесный Отец, который любит нас и может нам помочь. Но помните, Он не всегда отвечает на наши потребности так, как мы этого ожидаем. Иногда сверхъестественным способом Бог вмешивается в наши обстоятельства и решает проблему, о которой мы молимся. Этот ответ от Бога мы называем «да». Иногда Бог отвечает «подожди», иногда – «нет». Как вы думаете, трудно ли нам принять от Бога ответ «нет»? (Да, трудно). Но очень важно научиться доверять Богу, независимо от Его ответов и действий.

Через трудности мы становимся ближе к Богу, больше осознаем свою нужду в Нем. Были времена, когда в нашей стране христиан осуждали к тюремному заключению. Как вы думаете, эти люди и их близкие просили Бога, чтобы это не происходило? (Да). А знаете ли вы, сколько людей, благодаря христианам, покаялись и были спасены? Когда Бог отвечает нам «нет», у Него есть на это веская причина. Если мы доверим Ему свою жизнь, то во время, когда нам особенно трудно, Он обязательно будет рядом. Скажите, когда родители уделяют вам больше времени, когда у вас все хорошо или когда вы заболели? (Когда заболели). Так и с нами, своими детьми, ведет Себя Господь.

(Будет хорошо, если вы расскажете пример из личной жизни или из жизни близких людей).

Сегодня мы с вами сделаем из бумаги цветы и «посадим» их на наше дерево. Подскажите, что нужно живому настоящему дереву, для того, чтобы цветы превратились в плоды? (Вместе с детьми выберите: дождь, полив, защита от вредителей, обрезка дерева садовником). А для того, чтобы наши «цветочки» превратились в плоды, наверное, тоже что-то необходимо. Нужно довериться Господу, нашему Садовнику, убрать из нашей жизни все, что нам мешает войти в Царство Небесное. И чтобы это сделать, Он допускает в нашей жизни трудности, чтобы научить нас покорности, смирению, прощению.

Как вы думаете, когда Господь захочет нас обрезать, а мы будем просить забрать трудности, какой будет Его ответ? (Нет).

Теперь давайте подумаем, какие вредители есть у нас с вами? (Зло, обман, плохие слова и другое). Как вы считаете, мы должны бороться с такими вредителями? (Да).

Деревья требуют полива, а какой полив мы можем применить в нашей жизни? (Помогите детям осознать, что молитва есть необходимым условием нашей христианской жизни и духовного возрастания).

А сейчас на своих листочках запишите ваши потребности, трудности, переживания. Если это что-то личное, то запишите так, чтобы это понимали только вы. Сегодня всю свою жизнь вместе с достижениями и разочарованиями вы можете доверить Иисусу. Это время для вашего личного решения. Давайте сделаем на несколько минут тишину. Это время для вашего личного разговора с Богом – молитвы. Если в вашем сердце есть решение доверить Богу всю свою жизнь и все ваши проблемы, то скажите Ему об этом.

После личной молитвы.

Теперь в тетради, там, где вы записали ваши проблемы, напишите: «Господи, я надеюсь на Тебя, не только, когда у меня все хорошо, но и тогда, когда мне тяжело. Мои проблемы я доверяю тебе».

Изучение библейского стиха

Время: 5 мин.

«Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя».( Исаия 43:2)

Материалы:

  • картинки для каждого ребенка (см. приложение на диске);
  • девятый вал (огромная волна);
  • лесной пожар;
  • веревка;
  • стулья.

Приготовление:

Сделайте в классе четыре ряда препятствий. Используйте для этого стулья и веревку.

Проведение

Перед изучением золотого стиха покажите картинки детям и спросите:

- Как вы думаете, что чувствовали люди, которые когда-нибудь попадали в стихии огня или воды?

- Верите ли вы в то, что через слова, записанные в Библии, к нам говорит Сам Господь?

Иногда в жизни человек встречает препятствия, которые не способен сам преодолеть. Сегодня мы с вами выучим отрывок из Библии, в котором Господь обещает защиту тем, кто живет по Его воле.

«Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Исаия 43:2)

Прочитайте стих и поясните детям его значение.

Задание:

Скажите детям, что сейчас они потренируются преодолевать препятствия со Словом Божьим. Условно разделите стих на четыре отрывка:

1. «будешь ли переходить через воды, Я с тобою…»;

2. «через реки ли, они не потопят тебя…»;

3. «пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься…»;

4. «и пламя не опалит тебя».

Пусть дети скажут первую часть золотого стиха и преодолеют первое препятствие, потом вторую часть – второе препятствие, потом таким же образом третье и четвертое. А после четвертого препятствия все вместе назовут адрес стиха: «Исаия 43:2».

Повторите этот путь дважды или трижды, чтобы дети лучше запомнили стих. Оставьте им на память картинки с изображением пожара и девятого вала.

Творчество

«Дерево молитвы»

Время: 10-15

Материалы:

  • белая бумага;
  • фелт(фетр) зеленого, коричневого и красного цветов;
  • флексик (пенобумага) желтого цвета;
  • пуговицы красные или желтые;
  • ножницы;
  • иголки и нитки;
  • двухсторонний скотч;
  • клей (желательно силиконовый);
  • колокольчик.

Проведение

Порядок изготовления поделки:

1. С помощью схемы (см. дополнение к уроку 3) вырежьте из фелта крону (две одинаковые детали), цветки и ствол дерева.

2. К лицевой стороне кроны дерева приложите фелтовые цветы и пришейте их с помощью пуговиц меншего,чем цветы, размера.

3. Сшейте по бокам детали кроны и ствола, в середину кроны можно вложить колокольчик.

4. Вырежьте из фелта заготовку для конверта и пришейте на него пуговицу. Сделайте прорезь так, чтобы конверт можно было застегнуть на пуговицу. Сшейте конверт по бокам. Этот конверт будет служить для хранения ответов-плодов.

5. Плоды вырежьте из флексика, приклейте листочки к каждому из яблок, а обратную сторону прикрепите маленькие фрагменты двухстороннего скотча, чтобы можно было их дома приклеить на цветочки-пуговицы. Сложите плоды в конверт.

Пояснение для детей

Дети, напомните мне, что на нашем дереве обозначают цветочки? (Наши проблемы и трудности). А плоды? (Ответы от Бога). Сейчас, по количеству тех проблем, которые вы написали в своей тетради, вырежьте из фелта цветочки и пришейте на них пуговицы. Мы приклеим их на дерево, и будем ждать ответа от Бога, потому что мы надеемся на Него.

Помните, что наши деревья нужно обрезать, на них нужно уничтожать вредителей, нужно поливать и удобрять их. Когда мы получим ответ от Бога, то сверху цветка приклеим яблоко. Я думаю, что многие из вас и раньше в трудностях надеялись на Господа и получали ответы. Вспомните два-три таких случая.

«Дерево молитвы»

  • фото
  • цветочек, несколько шт.
  • яблоко, несколько шт.
  • крона дерева
  • ствол дерева
  • сгиб
  • согнуть
  • сшить
  • пришить пуговицу.

Возьми домой!

1. Предложи своим родным, а также друзьям, записать актуальные проблемы и договоритесь вместе молиться об их решении. Записывайте, как Бог ответил на ваши молитвы.

2. После Божьего ответа, наклей плоды на цветочки твоего дерева.

3. Помни, что Бог может ответить тремя разными способами: «да», «нет», «подожди».

Для записей

О чем мы договорились молиться: Как Бог ответил: